Аланский путь

Когда-то в былые времена много веков назад кавказские горы были другими…  Не высотой вершин, не очертаниями хребтов и не глубиной долин… Они были живыми… И живыми не горными процессами, а живыми людьми, цивилизацией, государством… 

Кто они? Те, то прокладывал дороги в скалах на высоте более 3000 метров.  Кто строил святилища? Кто строил башни без цемента и бетона? Кто строил оборонительные стены на таких скалах, что и в наше время технологий, это не вполне реально?  Города на вертикали?  Террасы на горных склонах для земледелия?

Говорят, это были Аланы.  Говорят, они построили высоко цивилизованное государство, которое смогло устоять перед Чингисханом, и даже всесильный Тимур не смог полностью покорить Аланов.

Это история… Но… Когда ты попадаешь в царство высоких вершин, на земли некогда Великих Людей,  у тебя складывается ощущение, что ты только гость,  а настоящие хозяева вышли куда-то на минутку и скоро вернутся.

Что бы ни строил здесь современный человек – все ощущается временным, а настоящее вокруг – в истории, которая здесь наяву.

В начале сентября Северо- Кавказский Горный Клуб пригласил нашу студию съездить в небольшой джип-тур от Эльбруса в сторону Казбека, на разведку маршрута.

Мы давно интересуемся  высокогорными дорогами – самыми близкими к Главному Кавказскому Хребту.

Проехали в составе разных туров, практически везде от Безенги до Лазаревского. А вот в другую сторону, на восток, не получалось  (смотрели только сверху) – а тут такая возможность.

Тогда, в сентябре, это было просто небольшим приключением.

Ехали почти все время в тумане или, по разным причинам, вечером и ночью… Но уже тогда мы стали осознавать,  что это не просто трип, а погружение в историю…

А 13 октября был уже промо-тур… То есть презентация нового маршрута со съемками фильма о нем.

Короткие сборы. Выезд из Ессентуков – путь на север Эльбруса. Начало вполне обычного трипа. Но было несколько НО…

В составе не простые туристы – это прожженные, требовательные ко ВСЕМУ, замечающие ВСЕ косяки – директора и представители крупнейших турфирм, организующих экстремальные туры. И еще проводники знающие ВСЁ  о Кабардино-Балкарии (Шерапи Таттаев) и Северной Осетии-Алании (Слава Джанаев). И съемочная группа, которая впитывала ВСЮ информацию… и этот конгломерат начал перемалываться… в конце концов,  это сыграло важную роль в превращении тура в экспедицию.

Север Эльбруса, горячие источники Джылысу, гора Кинжал, подъём на машинах на Чегет и южные склоны Эльбруса. Дальше Белым и первые незабываемые впечатления – закат на перевале…

Аул Эль Тюбю – первая башня в пути, ущелье Джылгысу с лестницей на вертикальную скалу, где жители спасались от набегов врагов, склепы…

Спуск в Безенги, альплагерь, величественная Безенгийская стена и самый большой на Кавказе одноименный ледник… В альплагере жили в построенной в национальном стиле сакле, кто-то в башне…

А последующие дни стали для нас нарастающим прозрением, осознанием… Осознанием того, что мы малая частица истории, что мы гости,  осознанием, что жили люди, которые в свое время настолько освоили горные районы, что нам до них еще очень далеко.

 Поднявшись из аула Безенги на перевал в 3000 метрах над уровнем моря мы ахнули, мурашки поползли по телу и в сознании промелькнула мысль – «это запомнится на всю жизнь» .

ЭТО – картина ГОР!

Такого величия мы не ожидали увидеть.

«Прожженные», бывавшие во всех горных системах мира, поразились. Мы же неистово начали снимать…

Этот день был самым насыщенным по восприятиям.

Какие- то развалины. «Остатки кошары» – подумали мы.  «У кошар не может быть таких больших окон»-  опроверг Слава: «и внутри прослеживаются комнаты, и кладка древняя-  безрастворная».  Это скорее стены сардаков (аланские классы-жилища для послушников), а там наверху должно быть святилище… дзуар.

Поднимаемся по дороге, у которой край на подпорной стенке из камней, а каждая ямка заложена камнями, как на мостовой. «Эту дорогу строили Аланы»-  говорит Слава, «какие Аланы» — смеемся мы. Поднимаемся наверх и видим развалины, и не одни, а даже двух зданий: святилища — дзуара и помещение жилище хранителя — дзуарлага, тут же явная площадка- круг для ритуальных танцев, тут же алтарь и главное потрясающий вид на вершину  Уилпата- вершина где располагалось главное святилище Реком . Она у Аланов –Святая гора. Место где мы находились  было своеобразным «приютом» для путников, где они могли остановиться на ночлег и переждать непогоду.  Дорога же вела дальше в скалы, но была засыпана камнями. Ширина дороги 4 метра, по сравнению с современными – это федеральная трасса тех времен… И все это на высоте больше 3000 метров!

Спуск – отдельная история.  Современная дорога, сделанная грейдером, превратилась в овраг на всем своем протяжении… Вывод простой:  Аланы – делали на века, для детей и внуков, а мы, на сегодня…

С каждым перевалом  мы все больше и больше окунались в историю древнего народа. Башни, развалины древних городов, склепы… Наших знаний не хватает для понимания, как здесь жили люди – чем занимались, за счет чего они могли строить дороги на таких высотах и для чего, куда они вели и что по ним везли… Что- то прояснялось по ходу экспедиции, что-то мы узнаем в следующий раз, а что-то останется в прошлом навсегда…

Насыщенность джип-тура необычайна, это скорее экспедиция, со всеми её составляющими: восстановлением дорог через горные реки, взаимовыручкой, чувством коллектива, который делает одно важное дело.

Более подробно обо всем, что с нами происходило, мы расскажем в наших фильмах .

Оставайтесь с нами.

Алексей Орлов, WOOZILY-STUDIO



1 Комментарий

  1. Участвуем в проектах ОАО «КРСК» | ActionStudio WOOZILY

Написать комментарий


Comment Spam Protection by WP-SpamFree